Бяки нет! .NET

Видео-реклама



История русских танков 1913-1945 гг.

Предпосылки к созданию танков
Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И, хотя первые танки, появившиеся на полях сражения Первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка – гусеница – родилась на берегах великой русской реки Волги, в Саратовской губернии. Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова – Яков Васильевич Мамин, в 1903 году сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть. На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России.
Этот двигатель намного опередил свое время.
Первые русские танки
Весь мир в начале прошлого века жил ожиданием войны, какой человечество еще не знало. В преддверии этой войны государства объединялись в военно-политические союзы, в ели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство своих армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из них становится танк, впервые появившийся на полях сражений в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне.

Россия была первенцем в разработке новой машины: в 1911 году сын гениального русского химика Дмитрия Менделеева – Василий, разработал проект сверхтяжелого танка, который сочетал бы в себе все передовые инженерные решения того времени. Вот технические характеристики этого танка: Масса 173,2 т; масса брони 86,46 т; масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13м, длина корпуса 10 м, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел; толщина брони 150 мм .(лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша); мощность двигателя 250 л. с.; максимальная скорость 24 км/ч; среднее удельное давление на грунт 2,5 кг/см2.
Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360°, поднималась наружу и опускалась внутрь также с помощью пневматического привода. Получение необходимого количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от двигателя.
Для переброски танка по железной дороге он мог быть поставлен на железнодорожные скаты и передвигаться своим ходом.
Вызывает восхищение то, что талантливый русский инженер заглянул далеко вперед, вооружив свое детище крупнокалиберной пушкой (орудия такого калибра, 122-125 мм, устанавливаются практически на всех современных отечественных танках). Танки же, выползшие на поля сражении Первой мировой войны, были вооружены гораздо слабее, однако успешно выполняли боевые задачи. Несомненно, танк Менделеева, будь он запущен в массовое производство, стал бы самым выдающимся оружием той войны, неуязвимым и грозным. Интересно, что многие инженерные решения, обозначенные в проекте танка Василия Менделеева, были реализованы намного позднее, и уже не в нашей стране. Например, пневмоподвеска была применена в легком английском авиадесантном танке «Тетрарх», а немцы в 1942 году в точности, практически без изменений, скопировали систему опускания корпуса на грунт, применив ее в сверхтяжелой 600-миллиметровой самоходной мортире «Тор». Тем не менее, приоритет тут все равно остается за Россией.


В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый – «Вездеход» русского изобретателя А.А.Пороховщикова.
После долгих проволочек 13 января 1915 года Пороховщикову ассигновали на постройку вездехода 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские — начались его испытания. Этот день — 18 мая 1915 года — и следует считать днем рождения танка.
Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель. Корпус — обтекаемой формы, толщина брони 8 миллиметров. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями.
Вездеход А. А. Пороховщикова при боевой массе 4 тонны с экипажем из двух человек развивал скорость по шоссе до 25 километров в час.
По твердой дороге «Вездеход» передвигался вполне уверенно, несмотря на слабый двигатель (10 л.с.), а 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем. В то же время машина совсем не могла двигаться по рыхлому снегу. Пороховщиков обратился за ассигнованиями на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2», уже с бронированным корпусом и вооружением из четырех пулеметов, но ему было в этом отказано. В своем заключении о «Вездеходе-2» ГВТУ справедливо (что случалось нечасто) указывало на целый ряд недостатков проекта, как-то: невозможность одновременной боевой работы трех пулеметов в башне (или «боевой рубке», как называл ее сам изобретатель), отсутствие дифференциала у движителя, проскальзывание резиновой ленты по барабану, да и вообще ее уязвимость, невысокая проходимость машины при движении по рыхлой почве, крайняя затрудненность поворотов и т.д. Возможно, что в дальнейшем А. Пороховщикову и удалось бы устранить наиболее серьезные недостатки, вот только времени на это в 1917 году уже не было. Да и фронту прежде всего нужен был специальный позиционный танк, способный рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще «утюжить» оборону противника.
Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Зато английский танк, опробованный 30 января 1916 года, был под маркой МК-1 немедленно принят на вооружение.
В сентябре 1916 года в печати появились первые сообщения о применении англичанами нового оружия — «сухопутного флота». Эти сообщения были напечатаны в газете «Новое время» от 25 сентября (старый стиль) 1916 года. В связи с этими сообщениями в той же газете от 29 сентября (старый стиль) 1916 года появилась статья «Сухопутный флот — русское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль главного военно-технического управления в задержке русских работ по созданию нового оружия — боевых вездеходных машин.


Второй проект, воплотившийся «в железо» в Российской Империи – это «Царь-танк» Н.В.Лебеденко, он же «Нетопырь». Идея этого ни на что не похожего сооружения родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он впервые увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, он «вышел» на самого «Отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Тот порекомендовал ему своих племянников - студентов Б.С.Стечкина и А.Микулина. Разработка по внешнему виду представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами с тангенциальными спицами (кстати, прочность этих колес рассчитывалась лично Н.Е.Жуковским) и меньшим, в рост человека, рулежным колесом. Вооружение «Царь-танка» составляли два орудия и пулеметы. Каждое колесо приводилось в действие собственным мотором «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил (!). Основными же недостатками этого танка было довольно высокое давление на грунт и легкая уязвимость спиц для вражеской артиллерии. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был представлен в ГВТУ, а уменьшенный в несколько раз самодвижущийся макет успешно преодолевал препятствия в виде коробок из-под карандашей и книг в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича.
И вот, наконец, настал день ходовых испытаний. В 60 верстах к северу от Москвы, близ древнего города Дмитрова, у станции Орудьево в лесу была расчищена площадка, которую в целях скрытности обнесли частоколом и земляным валом. В августе 1915 года, в назначенный день в присутствии многочисленных представителей армии и военного министерства управлявшаяся Микулиным машина начала движение довольно уверенно, сразу, как спичку, сломав березу, оказавшуюся на пути. Это событие было встречено овациями присутствующих. Однако, пройдя несколько десятков метров, чудо-танк застрял задним колесом в неглубокой ямке и не смог двигаться дальше, несмотря на все усилия покрасневших от натуги моторов «Майбах» - даже их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить «Царь-танк».
После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко враз потух, танк бросили там же, где он и испытывался; в 1923 году то, что к тому времени осталось от «Нетопыря», разобрали, и лишь остатки земляного вала напоминают ныне об амбициозном проекте капитана Лебеденко.
В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне. Что характерно, довольно значительная их часть выпускалась на шасси первых отечественных автомобилей фирмы «Руссо-Балт». Было выпущено несколько типов таких единиц бронетехники, но наибольшую финансовую и моральную поддержку ГВТУ получил проект инженера Кегресса, который предложил перевести всю военную технику на полугусеничный ход. Но этому разумному решению не суждено было воплотиться в жизнь до 1917 года – помешали две революции.


Лишь в 1919 году на Путиловском заводе было выпущено 6 броневиков «Остин-Путиловский-Кегресс», которые в этом же году вступили в бой на стороне большевиков в боях против войск Н.Н.Юденича под Петроградом. На западе такую боевую машину назвали «русским типом танка».
3.Советские танки 1920-х-1930-х гг
В 1920 году на заводе в Сормово на основе захваченного у войск Антанты французского танка были выпущены 15 танков типа «Борец за свободу товарищ Ленин», «русифицированная версия» французского танка «Рено ФТ17», так называемый «Русский Рено». Но развернуть постоянное серийное производство «Русских Рено» возможности не было.
Уже начиная с 1924 года первые отечественные танки начинают выходить из строя. В 1926-27 гг. 8 машин сумели отремонтировать, но тенденции мирового танкостроения диктовали новые требования и требовали разработки новых машин. В конце 1920-х годов началась разработка проекта первого советского серийного танка. За основу был взят приобретенный в 1925 году итальянский танк «Фиат 3000», который имел своим прототипом все тот же старый добрый «Рено ФТ», но превосходил его в скорости и имел меньшую по сравнению с ним массу.


В марте 1927 года опытный танк, получивший индекс Т-16, покинул территорию ленинградского завода «Большевик» и убыл на испытания. После того, как он был испытан в пригородах Ленинграда, его отправили на дальнейшие испытания в Москву. Эти испытания проходили 11-17 июня 1927 года пробегом по пересеченной местности. После их завершения машину рекомендовали принять на вооружение Красной Армии под индексом Т-18 МС-1 (МС- «малый танк сопровождения пехоты»). Танк был запущен в серийное производство в 1929 году. Всего за период 1929-1931 гг. было выпущено 959 танков этого типа. Четыре из них поступили в распоряжение ОГПУ, 1 – военно-химического управления РККА, остальные – в автобронетанковые соединения РККА.
Боевая масса этого танка составляла 5,3 тонны, экипаж – 2 человека. Танк был вооружен 37-миллиметровой пушкой «Гочкис» или ПС-1 с боекомплектом 91 выстрел (в 1932 году часть машин перевооружили 45-миллиметровой танковой пушкой) и пулеметом: 6,5-мм Федорова (первые выпуски) или 7,62-мм Дегтярева с боекомплектом 1800 патронов. Карбюраторный двигатель воздушного охлаждения рабочим объемом 3200 куб см, мощностью 35 лошадиных сил позволял танку развивать скорость 17 км/ч при движении по шоссе, преодолевать подъемы до 36-40 градусов, рвы шириной до 1,7 м и броды глубиной до 0,8 м.. Впоследствии 35-сильный двигатель был заменен на 40-сильный, что позволило увеличить максимальную скорость при движении по шоссе до 22-24 км/ч. Бронирование противопульное, лоб, борта, корма и башня имели броню толщиной 16 мм. Такие тактико-технические характеристики объяснялись теми боевыми задачами, которые танку предстояло решать, а именно – огневая поддержка и сопровождение в бою пехотных подразделений.
В 1929 году 9 машин принимали участие в боевых действий на Китайско-Восточной железной дороге. Но уже в середине 1930-х годов в связи с развитием отечественного танкостроения и с принятием на вооружение танков Т-26 и БТ МС-1 стали в массовом порядке выводиться из боевого состава Красной Армии. Последние 9 остававшихся в учебных частях машин принимали участие в контрнаступление наших войск под Москвой зимой 1941-42 гг.
Танк МС-1 заложил основы советской концепции применения танков. Так, в 1927 году в «Боевом уставе пехоты» особое внимание было уделено боевому применению танков и их взаимодействию с пехотными подразделениями. Так, например, во второй части этого документа записано, что важнейшими условиями успеха являются: внезапное появление танков в составе атакующей пехоты, одновременное и массовое применение их на широком участке с целью рассредоточения артиллерийских и других противоброневых, средств противника; эшелонирование танков в глубину при одновременном создании из них резерва, что позволяет развить атаку на большую глубину; тесное взаимодействие танков с пехотой, которая закрепляет занятые ими пункты.
Наиболее полно вопросы использования этих бронированных машин раскрывались во "Временной инструкции по боевому применению танков", выпущенной в 1928 году. В ней предусматривалось две формы участия танковых подразделений в бою: для непосредственной поддержки пехоты и в качестве передового эшелона, действующего вне огневой и зрительной связи с ней. Впоследствии эту советскую концепцию, отвергнутую у нас в стране в конце 1930-х годов, взял за основу, доработал и развил немецкий «танководец» Гейнц Гудериан, учившийся премудростям танкового дела в Казани.
Но, помимо танка сопровождения пехоты, будущая война требовала технику, которая могли бы противостоять вражеским бронированным машинам. В 1927 году было приято решение о проектировании среднего танка.
Задание на разработку нового танка было выдано Оружейно-арсенальному тресту, а для серийного производства машины определили Харьковский паровозостроительный завод. Первым построили танк Т-12 – машину с двухъярусным расположением вооружения: 45-миллиметровой пушки и трех пулеметов. Но ввиду недостаточности хода для действий во вражеских тылах было рекомендовано кардинально его доработать. Новую модель, с облегченным бронекорпусом и увеличенным запасом хода и усиленным вооружением, назвали Т-24. Летом 1930 года он поступил на испытания.


Танк имел трехъярусное расположение вооружения: в основной башне устанавливалась 45-миллиметровая пушка и два пулемета Дегтярева; по одному пулемету устанавливались в верхней башне и в лобовом листе бронекорпуса.
Боевая масса танка составляла 18,5 тонн. Танк имел противопульное бронирование (20 мм), карбюраторный V-образный 6-цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением. Экипаж танка состоял из 5 человек: командир, наводчик, механик-водитель и два пулеметчика.
Всего было выпущено 25 машин, после чего их производство было прекращено. В армии эти танки состояли на вооружении очень недолго, и вскоре были вытеснены машинами Т-26 и серии БТ. В военных конфликтах Т-24 не участвовал.
Но самым массовым легким танком предвоенной поры был танк Т-26 – модернизированная и доведенная до максимума совершенства «русифицированная версия» английского танка «Виккерс 6-тонный». Несколько таких танков были поставлены Великобританией СССР в 1930 году.


13 февраля 1931 года вышло постановление, согласно которому английский танк «Виккерс-Е» под обозначением Т-26 принимался на вооружение Красной Армии, а серийное производство рекомендовалось начать на Сталинградском тракторном заводе. Но, так как завод еще не был построен, то производство временно разместили на Ленинградском заводе «Большевик» том самом, который выпускал первые танки Т-18.
За время выпуска (1931-41 гг.) Т-26 претерпел 23 модификации. Первые Т-26 выпускались в двухбашенном варианте с двумя пулеметами Дегтярева ДТ. Выпускалась также двухбашенная модель, где вместо пулемета в правой башне устанавливалась пушка «Гочкис» калибра 37 миллиметров. Таких танков было построено 1626 штук.

В 1933 году было построено 2127 танков с цилиндрической башней, как у БТ-5. 3938 экземпляров Т-26 оснастили рацией и поручневой антенной. В 1939 году танк оснастили конической башней, таких машин было построено до начала войны 1975 штук Крупной серией выпускались и огнеметные танки. Помимо этого, на шасси Т-26 выпускались разнообразные артиллерийские тягачи, мостоукладчики, БТРы и т.д.
Боевое крещение Т-26 получил во время Гражданской войны в Испании (вместе с БТ-5), где показали свое полное превосходство над немецкими танками Pz-1 и Pz-II. Первый из этих танков, Pz-1, вообще не имел пушечного вооружения, имел слабую броню (лоб – 18 мм, борта и корма – 14 мм). Второй танк, Pz-II, хоть и имел 20-мм пушку и более мощное бронирование, но не мог противостоять нашим машинам – пушка была слишком слаба, чтобы нанести существенный урон Т-26. Вообще, в то время считалось, что противотанковое вооружение должно иметь калибр, минимум равный толщине лобовой брони танков противника. Нередко экипажи немецких танков Pz-1 сдавались в плен республиканцам, попав под ружейно-пулеметный огонь – бронирование их машин было слишком слабым. Тем не менее, до 1942 года немецкий танк Pz-II оставался основным средним танком вермахта.

Т-26 закончил свою службу в 1945 году на берегах Сунгари, в горах Хингана, участвуя в разгроме японских агрессоров.
Наряду с этим на вооружение были приняты танки серии «БТ» (быстроходный танк), выпускавшиеся преимущественно на Харьковском паровозостроительном заводе легкие скоростные колесно-гусеничные машины. Первым танком из этой серии был танк БТ-2. В 1930 году СССР удалось закупить два американских танка Кристи (М1930). Этот танк отличался высокой скоростью и хорошей маневренностью. После изучения его запустили в серию, оснастив специально сконструированной башней, оснащенной 37-миллиметровой пушкой и 7,62-миллиметровым пулеметом.




Танк имел легкое бронирование (лоб, борта, корма – по 13 миллиметров), развивал скорость 72 км/ч (на колесах), оснащался карбюраторным двигателем мощностью 400 лошадиных сил. Также этот танк отличала способность преодолевать в прыжке различные препятствия.
Всего было выпущено 600 машин.


1933 году ему на смену пришел БТ-5. От своего предшественника он отличался увеличенной двухместной башней, новым вооружением (спаренные 45-миллиметровая пушка и 7,62 мм пулемет). Бронирование танка оставалось прежним – по 13 миллиметров.
Было построено около 1900 танков. Часть из них была оснащена радиостанцией. Антенна этой радиостанции была поручневой и крепилась вокруг задней части башни.
Боевое крещение танк получил в Испании, а в 1939 году он участвовал в боях против японцев у озера Хасан и в советско-финской «зимней» войне 1939-40 гг. В 1941 году большинство оставшихся на вооружении танков БТ-5 было выведено из строя в первые недели войны в приграничных сражениях.

Но самым совершенным танком «линейки» БТ был колесно-гусеничный танк БТ-7. Являясь развитием БТ-5, он имел новый корпус с измененной конфигурацией кормы и передней части. Как и прежде, танк вооружался 45-миллимтеровой пушкой и 7,62-мм пулеметом. Но теперь вооружение устанавливалась не в цилиндрической, как у БТ-5, а в конической башне. Была увеличена лобовая броня (до 22 мм), на машине, получившей обозначение БТ-7М, был установлен дизельный двигатель. Танк имел огромный запас хода по шоссе – 460 километров. Некоторые модификации танка БТ-7 оснащались 76-миллиметровым орудием Ф-22. Такой танк назывался «артиллерийским» и имел индекс БТ-7А
Всего было выпущено около 5,5 тысяч танков с индексом БТ-7. Танк участвовал в сражениях в первые дни Великой Отечественной войны, и, несмотря на то, что он имел высоких тактико-технические характеристики для борьбы с танками противника, большинство машин было потеряно из-за неправильной тактики применения танковых подразделений. Последние 211 машин этого типа участвовали в победоносной войне против Японии в 1945 году. Некоторые из них прошли победным маршем по улицам освобожденного Харбина.


Средние танки предвоенной поры были представлены такими машинами, как Т-28 (трехбашенный танк). Начиная с 1933 года, было выпущено 503 машины этого типа. Машина предназначалась для прорыва укрепленных позиций противника, для чего он вооружался одной 76-миллиметровой пушкой и 4 7,62-миллиметровыми пулеметами. Все вооружение монтировалось в трех башнях: пушка и пулемет в центральной башне и по пулемету в боковых башнях. Бронирование танка составляло 30 миллиметров (лоб) и по 20 миллиметров с бортов и кормы.
Танк успешно применялся во время «зимней войны» 1939-40 гг. и во время освободительных походов в Западную Украину и Западную Белоруссию осенью 1939 года.
Почти все Т-28 из 411 остававшихся на вооружении Красной Армии в 1941 году были потеряны в первые дни войны. Основная причина таких потерь – неумелое использование танков в оборонительных операциях при внезапном нападении.

Но символом ударной мощи Красной Армии все тридцатые годы оставался тяжелый танк прорыва, пятибашенный Т-35. Его даже изобразили на утвержденной в 1938 году медали «За отвагу». И, хотя этот танк уже давным-давно стал музейным экспонатом, медаль «За отвагу» до сих пор несет на себе его изображение.
Экипаж такого гиганта, «сухопутного линкора» состоял из 11 человек. Танк имел лобовую броню в 30 миллиметров толщиной, снабжался телефонно-телеграфной радиостанцией с поручневой антенной вокруг основной башни. Огневые средства танка состояли из 1 пушки калибра 76 миллиметров и 2 пушек калибра 45 миллиметров, а также 6 пулеметов калибра 7,62 мм. Всего с начала выпуска (1935 год) до 1939 года был выпущен 61 танк, из них в 1941 году в составе Красной Армии находилось 56 машин; практически все они были сосредоточены в Киевском Особом Военном округе. Все машины были потеряны в основном из-за технических неполадок; в бою погибли считанные единицы.

Последним многобашенным танков в Красной Армии был танк
Вместо СМК был принят на вооружение танкКВ-1, отличавшийся лучшими тактико-техническими характеристиками. Базовая модель 1940 года имела круговое бронирование 75 мм. Вооружение танка было таким же, как и у Т-34 – 76-миллиметровая пушка и два пулемета.
В 1941 году танк частично модернизировали, укрепив лобовое бронирование до 95 мм и заменив прежнюю сварную башню на литую с толщиной брони 105 мм.
Дальнейшим развитием танка КВ-1 был танк КВ-85. Этот танк оснащался литой башней от танка ИС-1 с 85-миллиметровым орудием.
Танки этого типа неплохо зарекомендовали в начальный период войны. Так, например, только в одном бою под Гатчиной в августе 1941 года танковая рота под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова уничтожила 43 танка противника, потеряв только один свой.
За три года (1939-42) было выпущено 3486 танков КВ-1 и 143 КВ-85.


Вместе с КВ-1 на вооружение Красной Армии принимается тяжелый танк КВ-2. Оснащенный огромной, почти в человеческий рост башей с установленной в ней гаубицей М-10 калибра 152 мм, этот тип военной техники представлял собой, по сути, самоходную артиллерийскую установку, так как мог стрелять только с места. Танк замечательно зарекомендовал себя на завершающей стадии советско-финской войны 1939-1940 гг, когда неуязвимый для финских противотанковых средств, (его круговое бронирование достигало 75 миллиметров) он легко взламывал считавшуюся неприступной «линию Маннергейма», легко прошибая метровые стены финских ДОТов и расчищая тем самым путь легким танкам Т-26.
В начальный период Великой Отечественной войны танк успешно применялся для отражения вражеских танковых прорывов. От прямого попадания 152-миллиметрового снаряда, выпущенной танком КВ-2, немецкие «панцеры» просто разрывало пополам.
Однако у танка были и существенные недостатки – ненадежная трансмиссия, унаследованная от КВ-1, и малая маневренность, из-за чего происходили большие потери этого танка. Поэтому через несколько месяцев после начала войны его производство было свернуто в пользу более надежных и быстроходных видов танков.
В связи с появлением у немцев новых, более мощных танков «Тигр» и «Пантера», а также более мощных
противотанковых орудий, в СССР приступили к разработке тяжелого танка с более мощным вооружением и лучшим бронированием, чем у КВ, но без значительного увеличения веса. На базе опытного танка КВ-13 в Челябинске были выпущены опытные образцы нового танка – «ИС-1» и «ИС-2». После некоторых доработок оснащенный 85-миллиметровой пушкой и тремя пулеметами ИС-1 в октябре 1943 года пошел в серию. Одновременно было развернуто серийное производство ИС-2, вооруженных длинноствольной пушкой Д-25Т калибра 122 мм с дульным тормозом. Она в полтора раза превосходила 88-миллиметровое орудие немецкого «Тигра».
Впервые боевое применение танков ИС-2 относится к Корсунь-Шевченковской наступательной операции, которая происходила в феврале 1944 года. Танк сразу же вызвал панику в радах врага. Дошло до того, что германское командование запрещало своим танкистам вступать в открытое противоборство с ИС-2. Известен даже такой случай. Колонна наших танков Т-34, двигаясь по дороге, обнаружила невдалеке группу немецких танков «Тигр», изготовившихся к атаке. Командир принял решение: на дуло каждого танка было надето обычное ведро, и поэтому издали они стали напоминать ИС-2. Немцы же, всерьез приняв с дальнего расстояния «тридцатьчетверки» за ИС-2, предпочли отступить…
На базе этого танка было создано самоходное орудие ИСУ-122 и ИСУ-152, которые успешно применялись при штурме Кенигсберга и Берлина. Всего до середины 1945 года было построено 3483 машины этого типа.
После войны танк прошел глубокую модернизацию – на него был установлен новый двигатель от танка Т-54, новое оборудование, приборы ночного видения. В Советской Армии этот танк эксплуатировался вплоть до начала 1980-х годов.


Последним советским танком, созданным в период Великой Отечественной войны, стал ИС-3. Он был запущен в серию в мае 1945 года, и в боевых действия против вермахта участия не принимал, однако успешно воевал против японской Квантунской армии. Танк имел 120-миллиметровую броню; характерной особенностью танка была лобовая часть, с двойным наклоном бронелистов, названная «щучий нос» за конусообразный вид. Танк вооружался 122-миллиметровой пушкой Д-25Т, зенитным 12,7-мм пулеметом ДШК и 7,62 мм пулеметом ДТМ.
Однако танк имел и слабые места. Особенно часто при эксплуатации выходили из строя двигатель и коробка передач. Поэтому в 1946 году танк был снят с производства. Всего было выпущено 1170 машин этого типа. Танк принимал участие в арабо-израильских войнах в составе армии Египта. Но из-за непрофессионализма египетских танкистов много машин было потеряно.


Самым массовым средним танком периода Великой Отечественной войны остается знаменитая «тридцатьчетверка» - танк Т-34, наводивший ужас на противника в первый период войны.
Его история начинается в 1939 году, когда коллектив конструкторов под руководством талантливого инженера М.И.Кошкина представил для испытаний опытный образец танка с индексом А-32. После нелегких испытаний он победил другой опытный образец – колесно-гусеничную машину А-20. В декабре этого же года танк был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серийное производство под обозначением Т-34.
Главным достоинством новой машины был экономичный дизельный двигатель, выдерживавший большие нагрузки в работе. Ходовая часть с широкими гусеницами позволяла спокойно преодолевать пересеченную местность. Мощное бронирование в сочетании с оптимальным углом наклона бронелистов обеспечивали большую вероятность рикошета вражеских снарядов.
К началу Великой Отечественной войны в западных приграничных округа находилось 967 танков Т-34 образца 1940 года. Почти все они были потеряны в первые месяцы войны из-за неудачной дислокации, неумелого применения танковых подразделений. Отсутствия ремонтно-эвакуационной техники. Тем не менее, во встречных танковых боях «тридцатьчетверка» показала полное превосходство над вражеской техникой. Немецкие противотанковые орудия Pak-37 не представляла серьезной угрозы для машины, имевшей круговое бронирование 45 миллиметров. В то же время 75-миллиметровое орудие Ф-34, которым с весны 1941 года стал вооружаться этот танк, пробивало броню любого вражеского танка с расстояния до 1000 метров. Известен случай, когда расчет немецкого противотанкового орудия добился 23 попаданий в «тридцатьчетверку», однако танк продолжал бой. И только когда снаряд случайно попал в основание башни, танк был выведен из строя.


В 1942 году танк был модернизирован. Вместо сварной или литой башни сложной геометрии он получил шестигранную литую башню. Это позволило существенно упростить его производство.
И только к 1943 году немцам удалось изменить характеристики танков в свою пользу. Лишь неимоверно увеличенная толщина брони новых вражеских танков «Пантера» и «Тигр» да оснащение их длинноствольными 75- и 88-миллиметровыми орудиями ограничила эффективность применения танка Т-34 модификаций 1940 и 1942 гг. Поэтому практически сразу же после победы под Курском, которая далась нашей армии дорогой ценой (было потеряно более ШЕСТИ ТЫСЯЧ танков и самоходных орудий), была начата работа по глубокой модернизации «тридцатьчетверки». Прежде всего было принято решение установить на танк новое 85-миллиметровое орудие. Это потребовало установки на танк новой башни с увеличенным прогоном. Первоначально на танк устанавливали пушку Д-5Т калибра 85 миллиметров. Однако позднее на танк была установлена пушка ЗИС-С-53, которая, имея длин 54,6 калибров, придавала снаряду скорость 792 м/сек. На дистанции 500 метров бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 111 мм, на дистанции 1000 метров – 102 мм.

В действующие войска новые танки стали поступать в марте 1944 года. Однако уже летом в операции по освобождению Белоруссии отмечается их массовое применение, а во время Берлинской операции Т-34-85 практически полностью вытеснили танки Т-34 ранних модификаций. (К слову, в последних фильмах о Великой Отечественной войне танки Т-34-85 можно наблюдать как в эпизодах битвы на Курской дуге так даже и в эпизодах битвы за Москву. Что это – небрежность кинодеятелей? Или умышленное введение в заблуждение зрителя?).
Всего до конца Великой Отечественной войны было выпущено свыше 23 тысяч танков Т-34-85. На его базе также были выпущены самоходные артиллерийские установки СУ-122, Су-85 и СУ-100, принимавшие активное участие в боях завершающего периода Великой Отечественной войны. Танк широко экспортировался в разные страны мира и принимал участие во многих локальных конфликтах – в Корее, во Вьетнаме на Ближнем Востоке, Отечественных войнах Сербского народа 1990-1999 г.

Дальнейшим развитием советских средних танков был Т-44, воплотивший в себе громадный опыт, накопленный при разработке и модификациях «тридцатьчетверки». Т-44 имел значительное внешнее сходство со своим предшественником – Т34-85, однако кардинально отличался от него по компоновке и габаритам двигатель у Т-44 устанавливался поперек корпуса, что позволило сократить его длину, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронирования – лобовая броня этого среднего танка достигала 90 мм, а бортовая – 75.
Выпущенный в самом конце войны, Т-44 не принимал участия в боевых действиях, однако он состоял на вооружении гвардейских танковых бригад, которые были «горячим резервом» Ставки. Т-44 выпускался до 1947 года, всего было выпущено 1823 единицы.
Танк стал переходным к первому послевоенному поколению, к которым относятся такие машины, как Т-54, Т-55 и их модификации. На вооружении Советской Армии Т-44 состоял до конца 1970-х годов, неоднократно подвергаясь модификациям и доработкам.
Легкие танки периода Великой Отечественной войны были представлены машинами Т-50, Т-60, Сергей Пахмутов

rustrana.ru

  • Нравится
  • 29
Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Коментариев:1Автор:kot Просмотров:27 294 Это интересно28-04-2006, 01:39

  1. аватарка
    • Нравится
    • 0
    1kla$ Комментариев:0
    k :nig: a$

    Цитировать
    Ответить 19 декабря 2008 12:26

Скажите что вы об этом думаете!

Имя:*
E-Mail:
*




Быстрый вход:
Вступить в семью!Забыли пароль?
Реклама Обратная связь kot@byaki.net Skype: egutkin-yuri
ICQ: 271589220
Наш хостинг